У молодых педагогов больше возможностей?

05.05.2014
Иван Васильевич Дьяченко из гимназии №1 стал победителем в конкурсе «Молодой учитель Сибири». Он преподает географию и любит путешествовать. Когда входишь в класс, бросается в глаза большой плакат с его портретом – подарок учеников. Рядом с портретом школьники написали о нем несколько слов под заголовками «Вчера», «Сегодня», «Завтра». О своем прошлом, настоящем и планах на будущее рассказал нам сам педагог. Молодая школа. Интервью
Я два года учился в магистратуре НГПУ, одну из дисциплин вела преподаватель из Новокузнецка. Активно с ней сотрудничал, писал статьи, выступал на конференциях и поддерживал связь. Именно она пригласила меня поучаствовать в этом конкурсе. Я прошел заочный отбор вместе с другими пятнадцатью педагогами. Сам конкурс состоял из нескольких этапов: открытый урок, круглый стол, визитная карточка, решение педагогических ситуаций. На всех этапах я оказался первым, кроме второго места в испытании «Круглый стол». Больше всего волновался на «визитной карточке», где нужно было выступать на сцене, хотя практика у меня есть. Было еще задание, где мой опыт мне очень помог. Нам дали педагогическую ситуацию, в которую попал ребенок, и мы должны были написать, как мы можем поступить, какие советы дать родителям. В школе у меня был подобный случай, и поэтому я легко справился.
 
С какими чувствами уезжали из Новокузнецка? 
Там была настолько добрая атмосфера, что между конкурсантами даже не было конкуренции, мы помогали друг другу, подсказывали. Организация тоже была на высоте, нам после каждого испытания показывали баллы. Когда я ехал, думал, что не получится победить, так как больше всего учителей было из Новокузнецка. Но планировал попасть в тройку лидеров... Я пока первый год работаю в Новосибирске, до этого преподавал в Колывани. Гимназия №1 престижная, и мне нужно было доказать самому себе, что меня не зря пригласили работать. 
 
Когда поступали в университет, какие представления были о работе учителя, и изменились ли они за время работы в школе?
У меня мама – учитель биологии, и я с детства знал об этой профессии чуть больше, чем другие. Видел, что это не только общение с детьми, преподавание своего любимого предмета, но и рутина: планы, отчеты, проверка тетрадей. Поэтому пошел в педагогический университет осознанно, в 11 классе ездил на специальные курсы. Решил обезопасить себя и поступил на контрактной основе. 
В отличие от своих сокурсников, я точно знал, что мне после получения диплома предстоит работать учителем. Это меня подстегнуло к тому, что я должен много заниматься и получить всю информацию во время учебы по максимуму. Конечно, с приходом на практику я испытал эту разницу – когда говоришь о работе педагога, сидя за партой, или ты стоишь перед большим классом. Каждый ребенок индивидуален, и нужно уметь общаться, договариваться. Стал искать формы подачи материала. В своей практике часто применяю видеофрагменты, анимацию, показываю ролики, детям нравится. 
 
Есть ли человек, который сыграл важную роль в вашем развитии как педагога?
Галина Яковлевна Нечепуренко преподает на нашей кафедре, когда я писал магистерскую диссертацию, она была моим научным руководителем. Это очень интересный человек. Складывается ощущение, что знает ответы на все вопросы, просто человек-энциклопедия. Нужно брать диктофон, когда с ней общаешься!  
 
Что нового узнали о мире детей, когда начали работу?
Сейчас детство немного отличается от того, в котором росло наше поколение. Когда я только пришел работать, мне дали пятый класс. И мы с ними пошли в поход. Я говорю, давайте играть. А они не умеют. Не знают ни одной игры, в которые играли несколько поколений: «цепи кованые», «вышибалы». Ну и, на мой взгляд, дети сейчас могут быть более агрессивными. Сельские школьники более добрые, для них учитель – маяк.
 
Были проблемы в общении с детьми из-за того, что вы молоды? 
В этом плане мне повезло. Я закончил школу в Колывани, и на педагогической практике от университета стажировался там же. Преподавал у 5-6 классов, и когда уже после получения диплома пришел работать, то всех знал, они росли на моих глазах. К тому же я занимался с детьми КВНом, и наше общение вышло на другой уровень. Считаю, что у молодых педагогов больше возможностей. Я могу пошутить с детьми, снять напряжение. Мы посмеемся с классом и начинаем работать дальше. А у учителей с большим опытом особый статус, достижения, они многое не могут себе позволить.
 
Вы учите детей еще чему-нибудь, помимо своего предмета?
География пересекается со многими предметами: историей, экологией, химией, литературой. Например, когда изучаем природу каких-нибудь краев, я могу прочитать стихотворение, подходящее по теме, которое рисует образ местности. К тому же часто обсуждаем, что правильно в нашем мире, а что нет. Вот сейчас дети спрашивают меня про Крым. А почему сейчас он в составе России? А как было раньше? А как мы контурные карты будем рисовать? Они смотрят новости, много читают и хотят разобраться. И мы разговариваем на разные темы. У детей много вопросов. Бывают и более глобальные, что-то вроде: «А есть ли жизнь на Марсе?». В городской школе, в отличие от сельской, нужно больше знать, успевать за детьми, потому что они получают много и регулярно разной информации.
 
Как помочь ребенку полюбить свой предмет? И нужно ли?
Прививать любовь к предмету нужно, потому что все занятия полезны и пригодятся в будущем. Нужно находить межпредметные связи с той наукой, которая интересна ребенку. Например, как в математике, так и в географии нужно разбираться с координатами, масштабом. Или, когда изучаем природные зоны, я говорю, что у растений корневая система «мочковатая». Ребята спрашивают меня, откуда я это знаю. Я отвечаю, что знаю и физику, и химию, и историю. Нужно показать, что ты не учитель, который разбирается в одном предмете, а много знаешь и с тобой можно говорить на разные темы. Сейчас еще дети много путешествуют с родителями. И при изучении климата, океанов иногда акцентирую внимание на тех фактах, которые они заметили в поездке, но не поняли, почему так происходит.
 
Каким, на ваш взгляд, должен быть молодой учитель?
Молодой педагог должен быть мобильным и быть в курсе современных тенденций. Я активно использую социальные сети, там мы общаемся с детьми. Я создал сообщество, в котором публикую объявления, обращаюсь к некоторым ученикам. Они в свою очередь мне отвечают, задают вопросы, но чувствуют грань, за которую не стоит переходить. Сейчас учитель не просто говорит на уроке, а дети слушают. Школьники должны уметь добывать информацию сами, и мы должны как педагоги правильно организовывать это пространство. У меня есть сайт http://geography-ivan.jimdo.com, у него много посещений и скачиваний. Для коллег я поместил туда рабочие программы, есть тесты и информация для учеников. Особенно детям нравится заходить в раздел «Мои путешествия». Там можно посмотреть фотографии и видеоролики из моих поездок по разным городам: Дрезден, Вена, Выборг, Санкт-Петербург и другие.
 
Что нужно знать и уметь, чтобы стать хорошим учителем? 
Всегда полезно ориентироваться в педагогических технологиях, но важно также чувствовать детей. Образовательная часть процесса идет хорошо, если ты разбираешься в предмете. А воспитательная – намного сложнее. Ни одна методика или книга по психологии многого не даст, если ты не имеешь опыта, не хочешь понимать детей. 
 
А какой должна быть современная школа?
Должно быть развито техническое оснащение, это помогает в работе. Учителя должны увлекать детей разными проектами. Внеурочная деятельность не менее важна, чем непосредственно учебная!
 
Что вас вдохновляет в своей работе?
Отдача от детей вдохновляет сильнее всего. Когда я им что-то рассказываю, а они спрашивают, интересуются, отвечают – это самая большая благодарность. Когда я только пришел в школу после университета, мне было все интересно. На третий год работы я немного устал – дети мои подросли, не хотели учиться, да и зарплата была маленькой, не было возможностей для развития. Когда я попал в новое учреждение, гимназию, у меня открылось новое дыхание. Сейчас у меня кабинет с таким оснащением, в котором я могу хорошо работать, и дети, которые с радостью участвуют в школьной жизни, выступают на конференциях, круглых столах. 
 
Что, по-вашему, современный ребенок хочет получить от школы?
Несмотря на то что дети проводят много времени в Интернете, они хотят в нем лучше ориентироваться, и современная школа должна им помогать в этом. Сейчас большинство детей не хотят учиться только потому, что это нужно. Многие знают, что хотят от будущего, берут себе дополнительные занятия, изучают языки.
 
Общая цель в работе учителя?
Посредством своего предмета сформировать личность, которая будет конкурентоспособна в обществе и востребована им. 
 
Как вы считаете, есть недостатки в системе образования?
Есть один огромный недостаток. Это большое количество «бумажной» работы. Нужно писать отчеты по классному руководству, по успеваемости, планы. И за этими бумагами мы меньше видим детей. Мы обсуждали эту проблему на собрании молодых учителей, но пока ничего не меняется.
 
Какой вы видите школу через 100 лет?
Если сейчас уже у многих детей планшеты вместо учебников, то точно появится что-то интересное. Про ручки, я думаю, забудут, школьники будут печатать, ну и весь учебный материал будет на электронных носителях. Может, даже вместо учителей будут интерактивные голограммы. География как предмет тоже изменит свое наполнение. Появятся приборы для измерений, будет сделано больше открытий. А политическая география изменится однозначно.
 
Какие чувства вы испытываете, когда говорите, что работаете учителем?
Я говорю с гордостью: «Я работаю учителем». Меня спрашивают: «Где?». Я отвечаю: «В гимназии №1». И все сразу восклицают: «О-о-о, круто». У меня активная деятельность, я участвую в конкурсах, у меня хорошие дети, нормальная заработная плата, и я получаю удовольствие от работы.
 
 
 
ДОСЬЕ
Имя – Иван Васильевич Дьяченко
Возраст – 26 лет
Учебное заведение – МБОУ «Гимназия №1»
Предмет – география 
Стаж работы – 3,5 года
Хобби – путешествия
 

 

Татьяна Захарова, отдел информации ОблЦИТ
 
Фотоиллюстрации автора и из архива Ивана Дьяченко